Инфраструктурный коллапс

Все вышеописанные трудности, которые испытывает Московская область, безусловно, очень серьезны, но все же ключевой проблемой региона многие эксперты называют плохое состояние инфраструктуры, в первую очередь - дорожной. Хотя для власть имущих это и не является такой уж проблемой. "Я летаю на вертолете. Вам тоже надо покупать вертолеты вместо машин - дороги не нужны", - оригинально пошутил Б.Громов, комментируя транспортный коллапс на Ленинградском шоссе в июле 2010г.

Если же спуститься с небес на землю, то можно заметить, что за постсоветские годы в Подмосковье не было проложено ни одной новой автотрассы (реконструировались и расширялись лишь те, что были построены в советское время). Между тем за последние десять лет в регионе появилось множество новых жилых микрорайонов, коттеджных и дачных поселков, крупных торговых центров и рынков, транспортная доступность которых оставляет желать лучшего.

Сеть автодорог Подмосковья очень бедная, по протяженности и по конфигурации она неадекватна фактической застройке, которая интенсивно шла в области последние десять лет. Так описывает РБК ситуацию с подмосковными дорогами научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.

Впрочем, состояние дорог в Подмосковье, которые находятся непосредственно в ведении губернии, то есть "Мосавтодора", эксперт называет приличным по сравнению с соседними областями. Вместе с тем, по словам М.Блинкина, новому губернатору придется договариваться с федеральными и московскими властями по поводу федеральных дорог на территории Московской области.

Для улучшения дорожной ситуации в регионе, по мнению М.Блинкина, нужно также решить проблему землеотвода. В некоторых случаях это может быть выкуп земли, в других - снос зданий, в каких-то - сложные судебные тяжбы по поводу самозахвата территорий. "Это сложнейшая административная работа, требующая денег, нервов, времени, потому что вроде велико Подмосковье, а дороги строить негде", - говорит эксперт.

Оставляет желать лучшего и энергетическая инфраструктура. Сети передачи электроэнергии давно изношены, нормой стали постоянные отключения электричества как летом, так и зимой, отмечает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

Не менее остро в области стоит проблема с состоянием жилищно-коммунального хозяйства, объекты которого изношены как минимум наполовину. В ветхом состоянии остается почти четверть сетей тепло - и водоснабжения. При этом жители региона постоянно жалуются на завышенные тарифы на услуги ЖКХ.

Трудно перечислить все проблемы Московской области, которые встречаются буквально во всех сферах. Помимо инфраструктурных проблем, в регионе также полная неразбериха с земельным вопросом. В Подмосковье до сих пор не завершена кадастровая оценка земель, что, по мнению экспертов, дает простор теневым манипуляциям. В итоге земли в регионе зачастую скупает бизнес, имеющий тесные связи с муниципальными властями.